Распоряжение Губернатора СПб № 1284-р от 09.12.2000
ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 декабря 2000 г. N 1284-р
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОРЯДКЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ, КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
(в ред. Распоряжений Администрации Санкт-Петербурга от 13.09.2001 N 803-ра, от 03.09.2002 N 1643-ра, от 04.05.2003 N 890-ра)
В целях улучшения организации подготовки и проведения массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий, обеспечения общественного порядка и безопасности их участников и зрителей:
1. Утвердить Положение о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге.
2. Комитету по печати и связям с общественностью обеспечить опубликование распоряжения в средствах массовой информации.
3. Считать утратившим силу распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.07.1994 N 742-р "Об утверждении "Положения о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий в Санкт-Петербурге".
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Административно-правового комитета Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга Михайловского М.Г.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.ЯКОВЛЕВ
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением
губернатора Санкт-Петербурга
от 09.12.2000 N 1284-р
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ, КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
(в ред. Распоряжений Администрации Санкт-Петербурга от 13.09.2001 N 803-ра, от 03.09.2002 N 1643-ра, от 04.05.2003 N 890-ра)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге (далее - Положение) является обязательным для организаций, участвующих в подготовке и проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий (далее - массовые мероприятия) в Санкт-Петербурге.
Действие настоящего Положения не распространяется на массовые мероприятия в коммерческих целях, проводимые на основании договоров на использование территорий Санкт-Петербурга для проведения указанных мероприятий.
(абз. 2 введен Распоряжением Администрации СПб от 04.05.2003 N 890-ра)
1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- массовое спортивное мероприятие - зрелищное спортивное мероприятие (спартакиада, универсиада, различные матчи, кросс, мото- и велогонки, авторалли и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в местах, специально предназначенных для их проведения (далее - спортивные объекты), а также вне спортивных объектов;
- массовое культурно-зрелищное мероприятие - зрелищное мероприятие культурного характера (фестиваль, театрализованное представление, карнавал, народное гулянье, концерты и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в спортивных объектах, на близлежащей территории вне объекта или места проведения мероприятий (далее - зона проведения мероприятий);
(абз. 2 - в ред. Распоряжения Администрации СПб от 03.09.2002 N 1643-ра)
- спортивные объекты - стадионы, Дворцы спорта, иные спортивные сооружения.
1.3. Организациями, которые обеспечивают проведение массовых мероприятий (далее - организации) являются:
территориальные и ведомственные физкультурно-спортивные организации, добровольные спортивные общества и другие общественные организации;
администрации спортивных объектов, на которых проводятся массовые мероприятия;
территориальные органы внутренних дел, направляемые в соответствии с уведомлениями территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга.
В обеспечении проводимых массовых мероприятий по заявкам организаций могут участвовать также учреждения здравоохранения, торговли, культуры, связи, бытового обслуживания, телерадиовещания.
1.4. Массовые мероприятия проводятся только в местах, специально предназначенных для их проведения, а также в местах, официально принятых к эксплуатации государственными комиссиями и судейскими коллегиями, при строжайшем соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, спортивно-технологического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций, других нормативных актов. При этом учитываются также погодные условия и другие факторы, влияющие на ход проведения мероприятий.
1.5. Для каждого спортивного объекта общего пользования разрабатываются инструкции, регламентирующие порядок организации и проведения массовых мероприятий, предусматривающие необходимые меры, обеспечивающие поддержание общественного порядка, безопасности зрителей, пожарной безопасности, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и порядок эвакуации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, а также восстановление нарушенного благоустройства на территории вне объекта проведения мероприятий. Эти инструкции представляются на утверждение в территориальное управление административного района Санкт-Петербурга.
(п. 1.5 - в ред. Распоряжения Администрации СПб от 03.09.2002 N 1643-ра)
1.6. Спорткомитетами, добровольными спортивными обществами, ведомственными физкультурно-спортивными организациями, органами Администрации Санкт-Петербурга (территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга), другими организациями при участии инженерных служб, проектных и строительных организаций, территориальных органов внутренних дел ежегодно проводятся мероприятия по техническому обследованию подведомственных спортивных объектов, используемых для проведения массовых мероприятий, в целях установления их эксплуатационной надежности и устойчивости строительных конструкций, соответствия путей эвакуации действующим нормативам, а также определения мер противопожарной безопасности. По результатам обследования составляется акт, который направляется в территориальное управление административного района Санкт-Петербурга, на территории которого находится спортивный объект, федерации по видам спорта и иные государственные органы для принятия мер по устранению выявленных недостатков.
1.7. Невыполнение требований, предусмотренных настоящим Положением, послужившее причиной возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении массовых мероприятий, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
2. Организация подготовки и проведения массовых мероприятий
2.1. Массовые мероприятия проводятся в соответствии с утвержденными планами мероприятий, положениями о проведении соревнований, спортивно-технологическими условиями, программами, правилами, регламентами и требованиями по обеспечению безопасности участников соревнований и зрителей.
2.2. Организации, по плану которых проводятся массовые мероприятия, оргкомитеты, спорткомитеты, администрации спортивных объектов готовят необходимую информацию, соответствующие материалы по вопросам, связанным с проведением массовых мероприятий, обеспечением безопасности участников массовых мероприятий и зрителей.
Обеспечение территориальными органами внутренних дел безопасности дорожного движения при проведении массовых спортивных мероприятий вне спортивных объектов осуществляется в установленном порядке на договорной основе, как правило, за плату, в том числе в валюте, исходя из затрат в соответствии с Перечнем расходов, подлежащих возмещению органам внутренних дел по договорам, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.07.1994 N 335 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 446".
Организации, проводящие массовые спортивные мероприятия на основании соответствующих распоряжений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, заявок общественных фондов социальной направленности, обеспечивают безопасность дорожного движения вне спортивных объектов бесплатно.
2.3. Организации, проводящие массовые мероприятия по своему плану или по плану вышестоящих организаций, утверждают состав рабочих комиссий, в которые включаются соответствующие специалисты с учетом особенностей спортивных объектов и иных мест проведения мероприятий, представители организаций, проводящих мероприятия, администраций спортивных объектов, территориальных органов внутренних дел и других заинтересованных ведомств.
2.4. Рабочие комиссии в зависимости от характера массовых мероприятий, погодных и других факторов, влияющих на обеспечение безопасности участников мероприятий и зрителей, не менее чем за 4 часа до начала проведения мероприятий осуществляют оперативно-технический осмотр спортивного объекта, при необходимости принимают меры к устранению выявленных недостатков, оформляют акт принятия окончательного решения о возможности проведения данного массового мероприятия. При обнаружении рабочей комиссией либо территориальными органами внутренних дел обстоятельств, осложняющих проведение массовых мероприятий, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, рабочие комиссии, территориальные органы внутренних дел вносят предложения о запрещении проведения данного мероприятия или о проведении его без участия зрителей.
2.5. Массовые мероприятия проводятся, как правило, в нерабочее время, субботние, воскресные и праздничные дни. Начало и окончание массовых мероприятий должны быть определены так, чтобы посетители имели возможность воспользоваться общественным транспортом.
Проведение массовых мероприятий с 23.00 до 7.00 осуществляется без применения пиротехнических средств и шумовых эффектов, за исключением мероприятий, связанных с празднованием Нового года.
(абз. введен Распоряжением Администрации СПб от 13.09.2001 N 803-ра)
2.6. При подготовке и проведении массовых мероприятий должно быть задействовано необходимое число обслуживающего персонала, а также технических средств организаций, обеспечивающих проведение мероприятий.
2.7. Во время проведения массовых мероприятий не разрешается торговля спиртными напитками на территории спортивных объектов и прилегающих к ним территориях, а также в иных местах проведения массовых мероприятий. Запрещается продажа напитков в стеклянной таре.
2.8. Организации, проводящие мероприятия, обязаны обеспечить своевременное выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства территории, прилегающей к местам проведения мероприятий, после их окончания.
Восстановление нарушенного благоустройства территории вне зоны, на которой проводятся мероприятия, ее очистка от бытового и естественного мусора производятся на основании договора между организацией и территориальным управлением за счет средств организации или любых привлеченных средств в соответствии со сметой, согласованной с территориальным управлением административного района Санкт-Петербурга (далее - территориальное управление) и специализированными предприятиями. Смета является неотъемлемой частью договора. Подписание договора производится не менее чем за 2 недели до начала мероприятий.
В случае отказа организации от заключения указанного договора территориальное управление вправе запретить проведение мероприятия.
3. Требования к организациям, непосредственно участвующим в подготовке и проведении массовых мероприятий
3.1. Организации, проводящие мероприятия, обеспечивают:
3.1.1. Согласование мест и сроков проведения массовых мероприятий:
- с Комитетом по физической культуре и спорту - комплексных массовых спортивных соревнований, международных соревнований - за шесть месяцев; республиканских соревнований - за три месяца; областных, городских и районных соревнований - за один месяц до начала соревнований;
- с Комитетом культуры - фестивалей, театрализованных представлений, карнавалов, народных гуляний, концертов рок-звезд и др. - за 1 месяц до начала мероприятий.
- с территориальным управлением - не менее чем за две недели до начала мероприятий.
3.1.2. Представление, а также согласование сроков представления в территориальные органы внутренних дел и направление в администрации соответствующих спортивных объектов положения о проведении массовых мероприятий, спортивно-технических условий, программы, регламента, других специальных требований для разработки мер по охране общественного порядка и обеспечению безопасности участников массовых мероприятий и зрителей:
- комплексных массовых мероприятий, международных и республиканских соревнований - за три месяца;
- областных, городских и районных соревнований - за один месяц до начала соревнований.
3.1.3. Подготовку и информирование участников мероприятий, судей, вспомогательного персонала по соблюдению ими правил техники безопасности и внутреннего распорядка на территории спортивного объекта.
3.1.4. Выполнение положения о проведении спортивного мероприятия по данному виду спорта, его регламента и технологии проведения.
3.2.1. Функционирование всех инженерных систем и систем оповещения, имеющихся на спортивных объектах, надежность эксплуатации зданий, сооружений, трибун, безопасность эвакуации зрителей и участников; наличие и действия обслуживающего персонала спортивного объекта в соответствии со служебными инструкциями; информацию о числе проданных билетов, выданных пропусков, в том числе на автотранспорт.
3.2.2. Представление уведомления не менее чем за десять суток до начала проведения массового мероприятия в территориальное управление административного района Санкт-Петербурга, на территории которого находится спортивный объект. Уведомления о проведении массовых мероприятий подаются в соответствии с приказом губернатора Санкт-Петербурга от 02.04.1999 N 28-п "О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования, а также культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест".
3.2.3. Проведение воспитательной и разъяснительной работы с посетителями, особенно с молодежью и подростками, о правилах поведения участников и зрителей по использованию средств наглядной агитации, местной радиотрансляционной сети и др.
3.2.4. Размещение на спортивных объектах знаков безопасности, указателей, правил поведения посетителей, планов эвакуации и инструкций о мерах пожарной безопасности.
3.2.5. Наличие, исправность и соответствие правилам соревнований спортивно-технологического инвентаря, оборудования и мест проведения массового мероприятия в соответствии с их функциональным назначением.
3.2.6. Рекламу массового мероприятия, информацию о правилах поведения, порядке эвакуации и мерах пожарной безопасности.
3.2.8. Осуществление контрольно-пропускного режима, размещение участников и зрителей согласно билетам и пропускам.
3.2.9. Организацию совместно с соответствующими службами работы пунктов общественного питания, медицинского обслуживания, движения и стоянок автотранспорта, гардероба и камер хранения, а также других видов обслуживания.
3.3. Территориальные органы внутренних дел обеспечивают:
3.3.1. Привлечение необходимых сил и технических средств для охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. Принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности с учетом информации о предполагаемом числе зрителей, а также погодных условий в день проведения мероприятий.
3.3.2. Совместно с организациями, проводящими мероприятия, и администрацией спортивного объекта безопасность движения зрителей и участников на трибуны согласно установленному порядку.
3.3.3. Охрану общественного порядка на трибунах спортивных объектов и прилегающей территории, соблюдение посетителями установленных правил поведения.
3.3.4. Совместно с соответствующими службами спортивного объекта регулирование процесса эвакуации зрителей с трибун, прилегающих к объекту территории, а также порядок при посадке зрителей на общественный транспорт.
3.3.5. Осуществляют контроль за состоянием путей эвакуации и пожарной безопасности.
3.3.6. Привлекают к ответственности лиц, нарушающих общественный порядок и правила поведения, в установленном законом порядке.
4. Основные правила поведения посетителей массовых мероприятий
4.1. Поведение посетителей спортивных объектов и иных мест проведения массовых мероприятий регулируется правилами, утвержденными руководителями соответствующих объектов.
4.2.1. Права посетителей, в том числе: вход на территорию спортивного объекта по билетам или документам, дающим право на вход и занятие указанного в них места; пользование в установленном порядке расположенными на территории спортивных объектов камерами хранения, гардеробами, буфетами, кафе, справочным бюро, телефонами, киосками и т. п.
4.2.2. Обязанности посетителей, в том числе: соблюдение общественного порядка, бережное отношение к спортивным объектам, их оборудованию; выполнение требований администрации спортивных объектов и территориальных органов внутренних дел по соблюдению правил поведения, пожарной безопасности, а также установленного порядка входа и выхода на спортивный объект.
4.2.3. Обязанности посетителей по недопущению случаев поведения, запрещенных правилами, в том числе проход на платные мероприятия без билетов или иных документов, дающих право на бесплатный вход; пронос предметов, мешающих проведению мероприятий или создающих опасность для окружающих; распитие спиртных напитков; курение в запрещенных местах; провоцирование зрителей к беспорядкам, дезорганизации мероприятия; создание опасности при проходе и эвакуации зрителей; повреждение инженерно-технических систем, средств пожаротушения, расположенных на спортивном объекте и прилегающей территории.
5. Основные документы, регулирующие порядок проведения массовых мероприятий
Обязательным является наличие в местах проведения массовых мероприятий документов, регулирующих функциональные обязанности служб, обеспечивающих организацию и проведение массовых мероприятий, в том числе:
5.1. Документы, регулирующие соблюдение правил технической эксплуатации спортивного объекта:
- акт государственной комиссии о пригодности сооружения к эксплуатации;
- инструкция по технике безопасности для всех видов технических служб;
5.2. Документы, регулирующие общий порядок эксплуатации спортивного объекта при проведении массовых мероприятий:
- инструкция, регулирующая порядок организации и проведения массовых мероприятий, утвержденная территориальным управлением административного района Санкт-Петербурга;
- схемы организации движения зрителей по территории спортивного объекта, путей наполнения и эвакуации трибун; указатели расположения билетных касс, пунктов питания, гардеробов, мест отдыха, пунктов медицинской помощи, наличия и размещения противопожарного инвентаря и оборудования.
5.3. Документы, регулирующие порядок проведения очередного массового мероприятия:
- регламент (положение) о проведении спортивного мероприятия по конкретному виду спорта, утвержденный организацией, проводящей соревнование;
- акт о готовности спортивного объекта, всех его служб к проведению массового мероприятия, утвержденный руководителем спортивного объекта;
- акт рабочей комиссии по оперативно-техническому осмотру спортивного объекта.
5.4. Основные документы, регулирующие порядок проведения массового мероприятия, доводятся до сведения должностных лиц - исполнителей по принадлежности вопросов (под расписку).